Современный траловый лов креветки

Хеннинг Шёльд-Ларсен, Сканмар

Чуть более чем два десятилетия назад Министерство рыбного хозяйства и российские дальневосточные рыболовные компании решили, что ресурсы креветки Pandalus Borealis в Охотском море и в Татарском проливе должны эксплуатироваться российскими компаниями, в противоположность советской практике, когда они эксплуатировались иностранными судами, а советские рыболовы были сконцентрированы на добыче видов для ежедневного потребления населением.

Сканмар был образован на 15 лет раньше, за это время по всему миру уже было поставлено более 3000 его систем контроля лова, и он уже несколько лет присутствовал на российском Дальнем Востоке.

Так как основным объектом добычи стал Pandalus Borealis, являющийся важным видом и в Северной Атлантике, а Сканмар имел обширный опыт поставки оборудования для лова как одинарным, так и двойным тралом, то его системы стали естественным выбором для российских дальневосточных компаний, которые обращались в Сканмар за помощью при модернизации своих добывающих судов.

В результате, Сканмар (Scantech Trading) стал ценным партнером в процессе переоборудования российских рыболовных судов, а также в формировании современного тралового флота для лова северной креветки. Сканмар был активен не только в переоборудовании судов на верфях Южной Кореи и Китая с поставкой из Северной Европы самого высококлассного для всего процесса лова и переработки, но он также организовал участие опытных норвежских шкиперов в трехмесячных рейсах на российских судах с целью обучения российских рыбаков для выработки у них хорошего понимания технологии траления креветки.

Одновременно записывалась информация, относящаяся к уловам, климатическим условиям, состоянию дна и сезонным вариациям, чтобы сформировать базу для анализа и перспективного развития.

Российские рыболовные компании и их представители на борту судов охотно изучали не только технологию лова и обработки, но и техническое обслуживание и ремонт оборудования, результаты чего можно видеть и сегодня. Если раньше руководители были склонны к покупке дешевого оборудования и замене его на оборудование аналогичного качества в случае поломки, то потом у них, как часто и в странах Запада, выработалось понимание того, что в долгосрочной перспективе оборудование высокого класса, несмотря на более высокую цену, себя оправдывает, благодаря низкому уровню отказов и снижению расходов на техобслуживание и ремонт, обеспечивая общее снижение издержек и повышение рентабельности.

Глядя сегодня на рыбный промысел на российском Дальнем Востоке, можно отметить большое число российских экспертов по лову рыбы и рыбаков, имеющих обширный опыт эксплуатации оборудования, поставленного Сканмаром (Scantech Trading) на протяжении последних 25-30 лет. Современный промысел достиг такой ступени, когда любые детали становятся важными для эффективного лова, по сравнению с более ранними периодом, когда недостаток продвинутого оборудования делал промысел более или менее зависящим от удачи, и может быть также важно то, что на российском Дальнем Востоке сейчас много рыбаков, имеющих достаточный опыт и готовых быстро начать использовать новое оборудование, когда оно станет доступно.

Хотя можно сказать, что российский дальневосточный промысел Pandalus Borealis был стабилен за последние два десятилетия, имеется ряд серьезных дестабилизирующих факторов: нелегальный вылов, нестабильность уловов, размера креветки и цен, а также, не в последнюю очередь, недостаточная эффективность отдельных траулеров.

В рыбной отрасли, как и в большинстве других отраслей, всегда имеется потребность в повышении эффективности и снижении цен, но как этого добиться?

Кроме судна, первостепенную роль играет хорошо подготовленный экипаж, а для него важнейшим фактором является оборудование, влияющее как на условия труда, так и на заработки. Но многие владельцы судов, так как они могут не понимать специфики лова, не способны оценить качество оборудования по сравнению с ценой, особенно, когда речь идет о преимуществах в долгосрочной перспективе.

Когда я организовал Сканмар в 1980-м, то имел уже многолетний опыт работы в отрасли, включая 6 лет в качестве президента Simrad. Для меня никогда не существовал вопрос снижения качества в угоду цене. Конечно, кто-то успешно работает с любым оборудованием, но фактором риска при лове является то, что даже небольшие поломки могут приводить к серьезным последствиям.

И если я, будучи президентом Simrad, постоянно делал наблюдения на борту судов, что сформировало базис для организации Сканмара, то и после этого я и мои ключевые сотрудники продолжали аналогичные наблюдения, не в последнюю очередь по записям от систем контроля лова Сканмар, в результате чего продолжалось непрерывное совершенствование этих систем. К тому же, в течение более чем 20 лет я был главным совладельцем нескольких современных глубоководных траулеров. Все это делалось только с одной целью: для дальнейшего развития и повышения профессионального уровня систем лова Сканмар.

ИТАК, КАК МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ БУДУЩЕЕ?

Перед ответом на этот вопрос необходимо понять два основных положения.

  1. Рыболовные компании, суда и объекта лова очень различаются, и каждый владелец или эксперт имеет свое собственное мнение, поэтому трудно угодить всем.
  2. Развитие технологии, особенно новой, прорывной, занимает продолжительное время и требует огромных денежных затрат.

С момента образования Сканмара в 1980 году мы потратили приблизительно 60 млн. долларов на разработки и исследования (НИОКР). Было ли это необходимо? 25 лет назад у нас уже были приемные блоки, устройства отображения и датчики, включая датчики скорости трала, симметрии и Траловый глаз, которые удовлетворяли нашим требования к качеству, а также отвечали ожиданиям рыбаков. Так почему же мы продолжали делать рискованные вложения в исследования и разработки?

Ответ на этот вопрос был решающим при перспективном планировании. Что мы имели раньше: отдельные датчики с 1-2 функциями и относительно малой продолжительностью работы, хотя и большей, чем у наших конкурентов сегодня. Однако, мы мечтали о многофункциональных датчиках с большой продолжительностью работы от батарей и укороченным временем подзарядки. Это снизило бы трудозатраты и потери промыслового времени при работе с системой, и одновременно позволило бы рыбакам с легкостью опробовать новые функции, путем простой загрузки новой программы в уже находящиеся на борту датчики.

Может возникнуть вопрос: почему мы не разрабатывали многофункциональные датчики раньше? Ответ в том, что разработка многофункционального датчика требует больших финансовых затрат, а также разработки для него новых батарей и схемы зарядки. Всего лишь несколько лет назад большинство заказчиков предпочитало начинать с простых систем, включающих в себя лишь несколько функций измерения, и рынок для многофункциональных датчиков не был достаточно развит. Однако сегодня большинство компаний, уже оценивших в течение некоторого времени преимущества использования даже небольших систем, видят необходимость в получении большего объема информации и выгоду от ее использования. Следовательно, большие системы с набором многофункциональных датчиков становятся стандартом, и этот процесс будет развиваться с появлением новых многофункциональных датчиков.

Но, возможно, еще более важен другой фактор развития - способность продвинутых систем Сканмар комбинировать свою информацию с информацией от других источников, что придает новый формат управлению процессом траления. В результате наших исследований и разработок за последнее десятилетие было получено 15 новых патентов, которые будут использованы в новых функциях систем лова Сканмар. Их диапазон лежит от позиционирования до повышения уловистости, от прогнозирования обстановки до автоматического управления.

НАШИ КОНТАКТЫ: