Системы контроля лова: Неизвестны 40 лет назад – Незаменимы сегодня
Новые технологии часто первоначально разрабатываются в военных целых, и только позднее могут найти мирное применение. Примером может служить навигационное оборудование и радиотелефоны, а также гидролокаторы и эхолоты. Трудно, почти невозможно, представить современное глубоководное траление без подобного оборудования, и, вероятно, еще труднее понять, как можно без него добывать большое количество рыбы с затратами, позволяющими сделать ее доступной для среднего потребителя.
Первые подобные примитивные устройства первого поколения позже были сменены новыми поколениями и технологиями, такими как спутниковое позиционирование навигация и связь.
Первые бескабельные системы контроля лова были разработаны Сканмаром почти 40 лет назад, но с использованием не военных, а не менее прогрессивных гражданских технологий: появление портативных компьютеров и мобильных телефонов способствовало разработке батарей большой емкости и электронных схем с низким энергопотреблением. Это было важной предпосылкой для появления небольших датчиков, размещаемых на снасти в тысячах метрах от рыболовного судна.
Конечно, это было необходимым, хотя и не достаточным условием для разработки систем, с которыми можно легко работать и оперировать в течение продолжительного времени без необходимости подзарядки.
Трудной задачей затем стала разработка надежного гидроакустического канала связи между датчиками и судном для работы на больших дальностях, в сложных гидрологических условиях, при уровнях шума, сильно меняющихся от судна к судну. Это был непрерывный многолетний процесс, на который потрачены миллионы и миллионы долларов.
Другой задачей являлся поиск оптимальной технологии изготовления датчиков, позволяющей при работе в море снизить до минимума возможность повреждения электронных схем от проникновения воды и ударов о дно или судно, но решение было найдено путем разработки нового пластика и специальных методов изготовления.
Системы Сканмар стали высоко цениться и активно продаваться по всему миру, также благодаря возросшей потребности в новой информации о ходе лова, т.е. в новых датчиках. Не прошло и десяти лет, и уже появились датчик Траловый глаз, датчики скорости трала, симметрии и решетки, которые стали дополнением для систем, уже проданных во многие страны, причем не только в ведущие рыбодобывающие державы.
Десятки тысяч шкиперов, их первых помощников, штурманов и мастеров добычи познакомились с системами Сканмар и, по их словам, «не мыслят выхода в море без них». Многие очень эффективно применяют свои системы, но есть и много тех, кто не до конца использует преимущества полностью укомплектованной системы, суть чего мы постоянно разъясняем.
Не сформированная полностью система работает с пониженной эффективностью!
Большинство считает систему контроля лова прибором, позволяющим измерить количество улова, глубину трала, расхождение досок, поступление рыбы в трал и т.п. Конечно, это так, но эта система может представлять собой нечто гораздо большее, и для многих она решает дополнительные задачи:
- Нахождение скоплений рыбы часто определяется уклонением от хищников, температурой воды, подводными течениями и наличием корма.
- При тралении эффективность работы трала и оснастки зависит от многих факторов, например таких как:
- Скорость трала
- Длина ваеров
- Ветер и волнение
- Состояние морского дна
- Подводные течения (скорость и направление)
- Конструкция трала
- Повреждения трала, досок или оснастки
Так же, как и все мы, большинство рыбаков находятся в плену у своих привычек, и следует постоянно спрашивать себя, а уместно ли сегодня и в перспективе все, что делалось на протяжении многих лет.
Я рекомендую каждому, имеющему такую возможность, постоянно следить за экраном системы Сканмар, контролировать скорость судна по GPS и прислушиваться к работе двигателя, чтобы понимать, определяются ли изменения в работе трала и в уловах изменениями в курсе и скорости судна, а особенно изменениями в силе и направлении возможных подводных течений.
Возможными причинами снижения эффективности лова являются не оптимальный выбор оснастки, небольшие повреждения досок, оснастки и трала, или же просто их износ. При простом наблюдении информации о скорости и угле досок, сопоставляя ее с расхождением досок и раскрытием трала, можно достигнуть значительных улучшений в работе путем только небольших изменений в настройке.
ИМЕЮТСЯ ВОПРОСЫ? Пожалуйста, задавайте!