Системы контроля лова: Что необходимо знать о многофункциональных датчиках.
Все понимают, что функциональность и надежность являются ключевыми свойствами таких изделий как системы контроля лова, и что для их работы на судах абсолютно необходимо обеспечение поставщиком технического обслуживания и ремонта. В противном случае неизбежны простои, потери доходов и увеличение издержек.
Но что, однако, многие действительно не учитывают при первоначальной покупке системы, так это продолжительность работы датчиков между перезарядками и рабочие затраты на снятие датчиков с трала и обратную их установку на трал в процессе перезарядки. Это может потом стать большим сюрпризом, а в итоге привести к необходимости приобретения второго комплекта датчиков.
Когда Сканмар почти 40 лет назад разрабатывал датчики первого поколения, их размер имел решающее значение: датчики должны были быть небольшими, легкими и удобными в обращении. Следовательно, размер батарейного блока был ограничен. Датчики первого поколения имели только одну функцию измерения, но даже для ее поддержки была необходима конструкция батареи, обеспечивающая максимальную продолжительность работы датчика при минимально возможном времени подзарядки. Найденное решение оказалось приемлемым для большинства промысловых ситуаций.
Более продвинутые датчики (Траловый глаз, датчики скорости трала, симметрии и решетки) потребовали нового подхода к реализации батарейного питания, и с тех пор, параллельно с разработкой датчика и применением новых технологий электроники с низким потреблением и батарей большой емкости, разрабатывалась новая технология ускоренной зарядки. Это стало необходимой предпосылкой для разработки многофункциональных датчиков.
Многофункциональные датчики, как указывает их название, выполняют более чем одну функцию измерения. Преимущество многофункциональных датчиков в том, что они значительно экономят затраты времени и труда экипажа: необходимость в снятии для перезарядки и обратной установки на трал меньшего числа датчиков к тому же снижает потери промыслового времени.
Во многих отношениях разработка многофункционального датчика не слишком сложна: берется уже проверенное за много лет рыбаками на надежность техническое решение для существующих датчиков (хотя возможна его некоторая доработка) и помещается в единый корпус с батарейным блоком, обеспечивающим работу всех функций в течение требуемого периода времени.
Это рутинный процесс разработки, но требуется создать еще две составляющих: новую конструкцию датчика большего размера для размещения всей электроники и новый батарейный блок, способный поддерживать несколько измерительных преобразователей и передачу сигналов от них на судно. Имеется еще одна проблема с батарейными блоками большой емкости: время их зарядки многократно возрастает.
Сканмар решил эти проблемы путем использования новых высокотехнологичных компонентов, ранее разработанных для компьютеров и мобильных телефонов и позволяющих снизить энергопотребление и увеличить продолжительности работы. А также применена новая технология зарядки: новое зарядное устройство, новые специальные схемы в датчиках и новая электроника в батарейных блоках. В процессе зарядки датчик, батарейный блок и зарядное устройство ведут обмен информацией между собой, и на основе различных параметров (температура датчика, остаточный заряд батареи и т.п.) зарядное устройство регулирует зарядный ток, чтобы зарядка происходила все время "на полном ходу" при исключении возможности повреждения батареи. Без такой схемы зарядка заняла бы много времени.
Сканмар постоянно поддерживает тесные отношения со многими рыболовными компаниями, общаясь с людьми на разных уровнях организации. Некоторые из этих компаний, даже и являясь заказчиками Сканмара на протяжении десятилетий, пробуют использовать оборудование и других производителей, что является нормальной и общеполезной практикой. Результаты различаются, но, я полагаю, в большинстве случаев являются ожидаемыми.
Однако, одно должно стать тревожным симптомом: появляющиеся многофункциональные датчики часто не обладают достаточной емкостью батареи для использования всех функции одновременно в процессе лова, а перезарядка по-прежнему занимает очень много времени. Для шкипера и экипажа это означает, что датчики имеют недостаточную продолжительность работы, или же приходится отключать некоторые функции с потерей информации на экранных изображениях, что приводит к затруднению интерпретации и понимания обстановки.
Другой проблемой является медленная и частая перезарядка датчиков, ведущая к увеличению непроизводительных трудозатрат и к потерям промыслового времени.
Альтернативой может стать содержание двух комплектов датчиков, но это приведет к увеличению расходов и даже может создать еще больше проблем: необходимо снимать и заряжать большое количество датчиков, а также вести учет остатка заряда на каждом датчике.