- Мы ловим по информации от датчиков улова, но наибольший прирост улова обеспечивает датчик скорости трала/симметрии.
Шкипер двенадцатиметрового траулера «Реджойс» Дэвид Гэйр оснастил его системой СканМэйт 6 в конце лета 2006-го. Судно было существенно модернизировано. В январе мы получили от Дэвида следующее письмо:
-“Это было в то время, когда мы решили установить систему Сканмар. В течение нескольких месяцев до этого я советовался с Джорджем из Ситроникса и мы решили, что как только судно задержится в порту на несколько недель, появится отличная возможность для установки системы. Когда снова выходишь в море после продолжительного перерыва, то сразу рьяно берёшься за дело, но в этот раз результат оказался просто фантастическим.
Новая система Сканмэйт 6 изменила мои представления о лове. После установки на «Реджойс» Сканмара работа с моими тралами приносит одну только прибыль. При одинарном тралении мы в основном используем сети JW Stuart (90-метровые тралы для креветки и 70-метровые тралы для рыбы) с траловыми досками Bison размера 8.
При парном же тралении используем тралы JW Stuart и траловую оснастку Jackson. Прошлым летом при лове мерлана, на экране тралового зонда у нас было мало признаков рыбы (только небольшие отметки и тех немного), но всё же больше, чем можно было бы увидеть на других приборах. Это был тот случай, когда датчик улова нас выручил. Он был выше всяких похвал. То, что я знал, когда и где косяк попадал в трал, весьма мне помогало решать, что делать при прохождении очередной отметки: выбирать трал, разворачиваться и тралить противоположном направлении или продолжать тралить в том же направлении.
Показателен один случай. Я тралил рядом с другим судном, сходным с моим по мощности двигателя и размеру сети, когда через час и пятнадцать минут мой датчик улова сработал. В это время датчик был установлен на кутце так, что срабатывал после поступления улова объёмом в 20 ящиков. Я развернулся и продолжил буксировку в обратном направлении вдоль первоначального курса, подняв в итоге себе на радость мерлана на 65 ящиков. Соседнее судно, тралившее в течение четырёх часов (почти на три часа дольше моего) на прямом курсе, взяло мерлана на 36 ящиков. Ко времени следующей встречи с этим судном мы провели на два траления в том же районе больше них. Почему? Потому, что мы знали, когда ловится мерлан, а они – нет! За наши три выборки мы подняли улова на 90 ящиков по сравнению с 60 ящиками нашего соседа.
Это было обычной практикой, не говоря уже об экономии топлива и снижении износа снасти. Наш датчик скорости трала позволил нам обнаружить, что улов больше всего увеличивается при буксировке поперёк приливного течения. Чем больше я использовал датчик скорости трала и оценивал силу приливного течения по степени нарушения симметрии трала, тем точнее я мог регулировать длину ваеров для исправления ситуации. «Реджойс» тралил рядом с другими судами, но мы подымали за раз вдвое больше креветки только потому, что поддерживали устье трала прямоугольным.
Могу также сказать, что мы экономили топливо и благодаря тому, что поддерживали скорость буксировки, ориентируясь на истинную скорость потока воды через трал. Раньше, поставив трал, мы буксировали все время с одной и той же скоростью. Теперь не так. Мы непрерывно меняем скорость в зависимости от приливных и боковых течений. Мы обнаружили, что во многих случаях нет необходимости буксировать так быстро, как это обычно делается. Другое преимущество в том, что в промежутке между приливом и отливом можно оптимально выбрать скорость буксировки для получения максимальной высоты верхней подборы и наилучшего контакта с грунтом.
Когда я только начинал использовать Сканмар при лове, то был удивлен высотой наших тралов, вернее, её недостаточностью. Установив на верхнюю подбору дополнительные кухтыли и немного подстроив трал, мы увеличили высоту верхней подборы на 15-20% без ухудшения контакта с грунтом. Летом я обычно веду близенцоый лов в паре с «Аквариусом», траулером моего брата Алана. В прошлом году как-то не выдалось потралить вместе, но этим летом мы собираемся вести близнецовый лов с применением Сканмара. В многих местах, где мы ловим , сильные приливные течения, поэтому датчик скорости трала окажется очень кстати. Дэвид Гэйр Траулер «Реджойс».
Нам хотелось бы добавить к рассказу Дэвида вот что:
Когда двадцать лет назад Сканмар впервые на британский рынок, всё было именно так, как рассказывает Дэвид: Рыбаки не видели ничего на гидролокаторе, но когда индикатор датчика улова становился красным, они разворачивались и проходили ещё раз по тому же месту. Когда в Fishing News готовили статью об этом, то расспрашивали шкиперов о «районах с красной индикацией»!
Сегодня многие для этой цели используют Траловый глаз. Видя на экране заход рыбы, они разворачиваются и проходят скопление ещё раз. Траловый глаз чётко регистрирует количество донной рыбы или креветки, входящей в трал.
Свежие новости от Дэвида (Реджойс): Не прошло и недели после нашей встречи на выставке, как мы получили сообщение от Дэвида:
«Привет, Джордж. Получил от тебя по почте траловый зонд и со следующей недели запущу его в работу. На этой неделе не могли нарадоваться нашим датчиком улова; за три дня взяли улова почти на 12 тысяч фунтов, намного больше своих соседей. Почему? Потому, что эхо-сигналы от рыбы здесь слабые и разрозненные, но мы знаем, когда наполняется трал, а соседние суда – нет! Кто сказал, что Сканмар себя не оправдывает? Дэвид».