- Испытание датчиков СканДэпс/Энгл и СканКэч/Энгл на Аляске.

Лов был произведен в 160 милях к северу от Датч-Харбора 47-метровым морозильным обрабатывающим траулером «Кэйп Хорн», владельцем и капитаном которого является Карстен Хьельм. Судно оборудовано двумя главными двигателями «Кумминс» по 1000 л.с. и может обрабатывать до 130 тонн сырца в сутки. Объектом лова была палтусовидная камбала, дно было преимущественно песчаным при средней глубине в 130 метров.

photo-11Ваера вытравливались в среднем на 540 метров при скорости буксировки в 3 узла. Использовался 360-ячейный двойной трал «Селстад» с 40-метровой нижней подборой. Куток имел квадратную ячею. Рубка судна оборудована системой СканБас с программным обеспечением для Тралового Глаза.

На промысле использовались следующие датчики: два Траловых глаза, новые комбинированные датчики глубины/угла досок СканДорЭнгл/Дэпс, датчики двойного расстояния и температуры, два датчика улова и два датчика скорости/симметрии трала.

Нам же прежде хотелось посмотреть, как работают на практике новые угловые датчики для трала и кутка, один из которых скомбинирован с датчиком глубины (СканДэпс/Энгл), а другой – с датчиком улова (СканКэч/Энгл). Два угловых датчика сначала были установлены на кутках, в десяти метрах от конца трала. Было сделано несколько тралений с такой установкой.

Примечание: На "Кейп Хорне" всегда используют информацию о симметрии, поэтому перекручивание кутка и трала обусловлено не асимметрией потока воды при перекосе трала. Наблюдая за наполнением кутка, мы отметили следующее (см. рисунок):

1. До начала наполнения угол дифферента имеет величину от -5º до -8º.

2. По мере того, как согласно картинке Тралового глаза рыба входила в сеть, угол переходил через нуль и увеличивался вплоть до 25º. В этот момент капитан уверял, что масса рыбы находится позади точки крепления датчика.

3. По мере наполнения кутка угол начинает уменьшаться, вплоть до величины приблизительно в 15º

В зависимости от точки крепления датчика на кутке, а особенно при установке рядом нескольких датчиков, можно легко определять количество рыбы в кутке. Но, возможно более важно то, по зарегистрированным графикам можно точно зафиксировать момент поступления рыбы в трал (а также и место по показаниям GPS), а не приблизительно, как раньше по срабатыванию датчиков улова.

Ещё более интересно было наблюдать за углом в тех же точках крепления датчиков. Когда он отклонялся от нулевого значения (при условии крепления датчика по середине сети), это свидетельствовало о перекручивании сети и деформации ячеи, что могло привести к уходу рыбы. Был проведён ряд тралений, часа по два каждое, во время которых было сделано много записей; но, чтобы не вдаваться в детали, остановимся лишь на нескольких ключевых моментах.

Это может оказаться полезным при поиске способов устранения нежелательных эффектов.

1. Обычно мешки перекручиваются в одну и ту же сторону.

2. Скан-фактор показывал, что мешок был расправлен «как попало».

3. Степень перекручивания сильно менялась, но можно утверждать (хотя и со многими исключениями), что увеличивалась по мере буксировки, а, после заполнения мешка до определённого уровня, начинала уменьшаться. Зарегистрировано перекручивание вплоть до 90º.

4. Перекручивание и Скан-фактор изменялись в зависимости от улова: чем больше улов, тем лучше стабильность и меньше перекручивание.

Позже датчики были установлены в средней секции трала. Здесь также был изменяющийся крен, который был связан с притоком рыбы в трал, наблюдавшимся на экране Тралового глаза. Угол крена имел тенденцию к увеличению по мере заполнения мешка. Перекручивание записывалось только для одного из тралов.

Замечание: Перекручивание было значительным, всегда на одну и ту же сторону, причём противоположную той, в которую закручивался мешок. Как и в случае мешка, перекручивание увеличивалось в первой фазе буксировки и уменьшалось после заполнения мешка. Так как перекручивание записывалось только для одного трала, трудно провести сравнение, но факт остаётся фактом: улов в двух тралах может отличаться, даже на 100%.

Рано делать какие-либо выводы, но стоит отметить следующее:

• Так как перекручивание во время буксировки сначала увеличивается, а затем уменьшается, это говорит о нестабильности трала, особенно выраженной в фазе начала заполнения мешка.

• Тот факт (в нашем случае), что мешок закручивается в противоположную от трала сторону, говорит о проблемах с качеством изготовления трала и мешка. Предварительно можно предположить, что причиной является сетное полотно и способ вязки узлов.

Но одно ясно: записанные нами изменения формы трала препятствуют расправлению дели, серьёзно ухудшая селективность и уловистость трала.

Следует добавить: В данном случае на каждом из тралов/мешков использовался один датчик. В других случаях, когда использовалось несколько датчиков, мы видели иную картину перекручивания. Трал немного перекручивался в передней части, по направлению назад степень перекручивания увеличивалась, но при приближении к кутку – уменьшалась.

Траловые доски

Карстен Хьельм уже достаточно опробовал датчики углов досок и говорит, что теперь без них себя не мыслит. Он не только может сразу же зафиксировать происходящее (опрокидывание досок, зацепы лапок и т.п.), но и в состоянии оптимально настроить оснастку. По сравнению с прежней настройкой, он вытравливает ваера на 50 метров меньше, обеспечивая более стабильный ход досок.

Доски настроены на дифферент в 1-2 градуса и внутренний крен в 9 и 12 градусов, по показаниям на экране. Фактически, доски настраивались на одинаковый крен, а различие обусловлено эффектом Магнуса от ваеров ( оно устраняется при уменьшении длины одного из ваеров). Так как доски сориентированы удачнее, чем раньше, то же самое расстояние между ними сохраняется, несмотря на укорочение ваеров. При увеличении скорости буксировки или глубины снасти доски теряют стабильность.

Карстен подозревает, что это приводит к вибрациям, которые передаются тралу и отрицательно влияют на улов. Нестабильность досок также приводит к уменьшению расхождения, и в результате к ухудшению контакта с грунтом. Поэтому Карстен для получения устойчивого контакта с грунтом всегда подстраивает длину ваеров.

НАШИ КОНТАКТЫ: