- Значительная экономия топлива при использовании датчиков скорости/симметрии трала.

Шкипер и инженер Ёнвар Отто Арвик:

- «Мы ясно увидели, что в этом рейсе израсходовали меньше горючего, чем когда-либо! На «Эросе» имеются два датчика скорости/симметрии трала. Один устанавливается в передней части трала (в центре верхней подборы), а другой – в туннеле на переходе между ячеёй 80 и 200 мм. Эрос производит буксировку со скоростью около четырёх узлов. Передний датчик скорости/симметрии трала обычно показывает немного меньшую скорость.

photo-8Датчик в туннеле показывал в этом месте скорость в 3,2 узла. При той буксировке «Эрос» расходовал от 700 до 850 литров горючего в час. Когда мощность двигателя была увеличена приблизительно на 5%, потребление топлива возросло на 125 литров в час – другими словами на 3000 литров в сутки. В результате этого скорость хода по GPS увеличилась на 0,5 узлов, тогда как скорость потока в передней части трала и в туннеле осталась прежней. То есть, никакого увеличения потока воды от увеличения расхода топлива и скорости от грунта. Причиной этому, очевидно, послужило возросшее гидродинамическое сопротивление сети, вызывающее «эффект корзины».

Шкипер Ёнвар Арвик подтвердил необычайно малый расход топлива в этом рейсе. Шкипер и штурман собираются использовать оборудование в ещё более суровых условиях, например около Фарерских островов, где течения могут быть особенно сильными.

- Доскам требуется время, чтобы стабилизироваться на требуемой глубине.

Шкипер Кьетил Ремой о комбинированных датчиках расстояния/глубины на досках и датчике глубины на сети:

- «Мы можем видеть, что сеть и доски идут на одной и той же глубине во время буксировки, но при смене глубины, скажем, на 100 метров доскам требуется значительное время, чтобы стабилизироваться на новой глубине – в нашем случае 11минут»

В этом рейсе «Эрос» был оборудован новыми тралов досками Egersund площадью 18 кв. метров. Шкипер Ремой был приятно удивлён тем, что было достигнуто полное раскрытие в 330 метров. Использовались комбинированные датчики расстояния между досками/глубины. На пелагических траулерах типа «Эрос», не в традиции использовать такие датчики. Раньше считали, что они больше необходимы на донных траулерах, где тоже заботились о стабильности. Однако, сейчас выяснилось, что встроенные в эти датчики расстояния измерители глубины дают очень ценную дополнительную информацию.

- "Мы стали получать информацию от датчиков, как только доски погрузились в воду. Расстояние между досками и скорость его изменения менялись по мере вытравливания ваеров. После их полного вытравливания, в данном случае на 1400 метров, понадобилось целых 22 минуты, чтобы доски и сеть стабилизировались на одной и той же глубине."

Так как теперь «Эрос» работал с датчиками глубины на обеих досках, а также на верхней подборе, можно было контролировать нахождение досок и подборы на одной и той же глубине во время буксировки. Но всё равно – 22 минуты от спуска трала до его стабилизации!

Преимущество при буксировке в значительном упрощении позиционирования трала. При подъёме или спуске первыми идут доски, а за ними идёт и сеть. Конечно, опытный шкипер знает об этом, но вопрос в том, чтобы контролировать перемещения, возникающие при изменении скорости буксировки или длины ваеров. Если, например, тралишь на глубине 600 метров и хочешь подняться до 500, понадобится 11 минут, чтобы доски и сеть стабилизировались на одной и той же глубине.

Также обнаружено, что при повороте возникает разность глубины досок в 70-80 метров, а расхождение уменьшается до 270 метров. На кабельном зонде всё выглядит в полном порядке, но нам-то ясно, что трал снижает уловистость. Спутанность сети в фазе постановки также быстро выявляется по глубине досок. Раскрытие было в норме, но правая доска неожиданно прекратила погружение, замерла, немного «клюнула», снова стабилизировалась, а затем упала вертикально. Стало ясно: что-то пошло не так.

Шкипер решил продолжать вытравливать ваера на расчётную длину, но сеть оказалась запутанной, несмотря на достижение требуемого расхождения. Доски стабилизировались на различной глубине, а Траловый глаз в туннеле показывал высоту только в 3,5 метра, вместо нормальных 5 метров. Поэтому сеть пришлось поднимать, и выяснилось, что запуталось полотно верхней панели.

НАШИ КОНТАКТЫ: