История компании Сканмар: рассказывает Хеннинг Шёльд-Ларсен.

Хотя эта статья имеет название "История компании Сканмар", она затрагивает много других тем: историю возникновения идеи бескабельных систем контроля лова, наличие самых высоких требований к новой технологии и изделиям, задачи построения глобальной сети и, не в последнюю очередь, задачи убеждения рыбаков в прибыльности новых изделий для них.

Но, возможно, наибольший интерес представляет взгляд на современное состояние: уровень нашей технологии, новые патенты и изделия, нацеленные на перспективу.

 Если молодые рыбаки знают Сканмар как ведущую мировую компанию по производству бескабельных систем контроля орудий и процесса лова - "Ваш взгляд под водой", то старшее поколение также помнит первые простые системы, серии 4000, работавшие на частоте 40 кГц и путем простого опроса выполнявшие одиночные функции измерения улова, глубины и температуры.

За почти 40 лет существования Сканмара большинство рыбаков и научных работников рыбной отрасли узнали о нем, применяя его оборудования, читая информационные материалы или устанавливая персональные контакты с сотрудниками компании.

Однако, меня постоянно продолжают спрашивать о том, как все начиналось и почему известные компании из Японии, Европы и США, производящие гидролокаторы и эхолоты, не смогли разработать изделия, аналогичные системам Сканмар, доказавшим свою полезность и незаменимость для мирового флота средних и больших траулеров.

У меня, конечно, есть свои соображения, и лучше будет изложить все в трех коротких статьях о начале, развитии и перспективах компании.

Я делаю так потому, что это история успешного использования незапланированных событий и стратегического мышления, успешного не только для Сканмара, но и для владельцев судов и шкиперов, которые расширяли свои существующие системы или выбирали Сканмар для оснащения вновь построенных судов. Кроме того, история Сканмара - это приход новых продвинутых технологий и изделий на рынок, а также получение серии новых патентов. Все это гарантирует не только сохранение позиций нашей компании, но и усиление их в будущем.

ЭТИ ТРИ СТАТЬИ СЛЕДУЮЩИЕ:

  1. Как все начиналось
  2. Становление глобальной компании
  3. Перспективы

1. Как все начиналось

Гораздо чаще, чем мы думаем, события происходят случайно, в результате непредвиденных обстоятельств, а не в соответствие с подготовленным планом. Так все было и при образовании компании Сканмар 40 лет назад.

Я родился в Осло, столице Норвегии, и в начале своей карьеры работал с гидроакустическим оборудованием в самой Норвегии, а затем в Брюсселе, в штате одной из ведущих мировых компаний в этой отрасли. Когда я опять вернулся в Норвегию, то мне предложили работу в компании Simrad, где я проработал несколько лет, в основном в должности генерального менеджера по рыбопромысловым операциям в Хортене.

Компания Simrad, хорошо известная в рыбопромысловой отрасли в те времена и сейчас, испытывала серьезные проблемы сбыта в связи с чрезмерной эксплуатацией ресурсов сельди в Северной Атлантике. Для увеличения продаж до уровня рентабельности необходимо было провести реструктуризацию компании, чтобы выпустить на рынок новые технологии и изделия. Нам удалось преобразовать компанию, и немалую роль в этом сыграло сотрудничество с Министерством рыбного хозяйства СССР.

В это время обанкротилась самая популярная норвежская компания по производству радиоаппаратуры и магнитофонов, Tandberg. Это создало множество проблем, также и политических, из-за потери привлекательных рабочих мест во всемирно известной компании. Мне предложили принять участие в реструктуризации и восстановлении этой компании, и я предложение принял.

Сразу после моего ухода из Simrad, там столкнулись с очередными проблемами, начались увольнения, и перспективы не выглядели утешительными. Ко мне обратились некоторые мои бывшие коллеги из отделов продаж и разработок и спросили о возможности создания новой компании. Мы некоторое время обсуждали этот вопрос, и осенью 1980 года была зарегистрирована компания Сканмар.

Главной проблемой, с которой мы столкнулись, было принятие решения о том, какие изделия мы будем разрабатывать и производить. Конечно, все мы имели опыт работы в рыбной отрасли, обширные знания в области гидроакустики, а также хорошо налаженные контакты с рыболовными компаниями по всему миру. А в связи с бурным развитием компьютерных технологий у нас было много идей по созданию новых продуктов.

Однако, имелось существенное препятствие: компания Simrad подписала эксклюзивные контракты с дистрибьюторами и дилерами по всему миру, в которых указывалось, что им запрещено продавать аналогичные изделия других производителей. Это делало неосуществимыми многие наши идеи, но одновременно помогло нам сделать выбор.

Благодаря контактам с рыбаками и исследовательскими институтами, мы знали, что эффективность тралового лова может быть значительно повышена, если вести мониторинг компонентов орудия лова, окружающих условий и поведения рыбы.

Хотя мы знали, что задача разработки новой технологии будет непомерно сложной, возможно даже невыполнимой, мы чувствовали необходимость ее решения, и это стало началом разработки бескабельных систем контроля лова.

2. Становление глобальной компании

Когда решение о разработке бескабельной системы контроля лова было принято, то уже были учтены многие ключевые моменты. Не будем здесь перечислять их все, но если в центр внимания ставить интересы рыбаков, то мы понимали, что качество решает все: плохой прием, потери промыслового времени при поломках датчиков, недостаточная продолжительность работы на батареях и длительное время подзарядки, потерянная или искаженная информация и т.п. могут стать настоящим бедствием, поэтому подобные проблемы требуют серьезного подхода.

Сегодня всем известно, как мы решили эти проблемы: продвинутая технология гидрофонов и приемных блоков, технология заливки датчиков для защиты электроники и минимизации необходимости в обслуживании, специальная технология батарей и их зарядки, обеспечивающая продолжительную работу и быструю подзарядку.

Еще одна проблема, конечно, в том, что промысловый флот представляет собой ограниченный рынок для сбыта оборудования, а расходы на исследования и разработки велики, так что качественные и надежные изделия получаются дорогими.

Прошло десятилетие, пока другие компании осознали растущую необходимость в мониторинге орудий лова, а также оценили возможность гидроакустической передачи сигналов с трала на судно. Однако они недооценили проблемы обеспечения качества, и большинство из двух десятков компаний, которые в разное время пытались скопировать оборудование Сканмар, вынуждены были отступить или ограничиться простыми системами для небольших судов.

Даже нам на Сканмаре пришлось начинать с простых датчиков-пингеров для измерения только улова, глубины или температуры, хотя мы на основе нашего знания промысловых операций понимали, что самыми важными для рыбаков должны быть продвинутые датчики типа датчиков расстояния между досками, скорости трала, симметрии, Тралового глаза и многофункциональных датчиков. К тому же, умудренные опытом рыбаки могли оценить новые преимущества только после опробования их в своей повседневной работе. Поэтому нам пришлось много разъезжать по всему миру, разъясняя методы использования новых систем.

Так как мы верили в преимущества самых продвинутых датчиков, то уже в середине восьмидесятых приступили к их разработке. Приемные гидрофоны и мостиковые блоки были уже готовы и требовали лишь небольшой модернизации для возможности работы с новыми датчиками. Однако, в тот период многие рыбаки не понимали влияние подводных течений на трал и поведение рыбы перед тралом и внутри него. Сегодня об этом знают все.

3. Перспективы

Несмотря на то, что Сканмар был основан почти 40 лет и по определению должен считаться устоявшейся компанией, это по-прежнему развивающаяся компания, какой она была 40 лет назад. Процесс производства приемных блоков, гидрофонов и датчиков протекает без сбоев, но значительная часть персонала, включая и меня, сконцентрирована на создании новых датчиков, функций и решений, которые могли бы принести пользу рыбакам.

Во все времена Сканмар тесно сотрудничал с рыбаками, решая многочисленные их и свои проблемы, и с большой уверенностью можно сказать, что мы вместе развивались. Вначале большинство операций траления (кроме пелагического) осуществлялось на небольших глубинах относительно малыми судами. Расширение экономических зон и освоение новых неисследованных районов потребовало большего от рыбаков и от промыслового оборудования. Даже при неуклонном снижении численности мирового добывающего флота, продолжалось удивительное развитие промысла новых видов, постройка новых промысловых судов, внедрение двойных тралов... Да вы и сами знаете.

Мы на Сканмаре ожидали перемен в отрасли и наблюдали процесс списания старых судов. Поэтому мы были готовы к наступлению новых времен: мы разработали новые многофункциональные датчики для сети и досок, для чего потребовалось внедрение новой технологии батарей и их зарядки. Просто невозможно представить, насколько этот новый тип датчиков эффективнее прежних, во многом благодаря низкому энергопотреблению и быстрой подзарядке. (А ведь все мы слышали о "многофункциональных датчиках", позволяющих одновременно использовать только одну функцию из-за ограничений в энергопотреблении).

Благодаря большому опыту, мы применяем надежную технологию изготовления наших датчиков (заливку электроники в компаунд) и даем 5-летнюю гарантию на датчики SS4. Все функции могут быть приобретены одновременно или добавляться позже путем простой загрузки лицензии. Бесплатная пробная лицензия позволяет рыбакам бесплатно опробовать новые функции.

Разрабатываются новые многофункциональные датчики SS4, которые поступят на рынок по мере готовности.

Но будущее требует большего: наше сотрудничество с рыбаками рождает идеи для новых продуктов и функций. Некоторые из них уже в стадии разработки, другие запатентованы для защиты интеллектуальной собственности Сканмара.

Для больших рыболовных компаний и даже для отдельных судов с большими системами Сканмар мы предлагаем более тесные формы сотрудничества, когда Сканмар принимает на себя ответственность за все свое оборудование на борту судна. Это освобождает владельца судна от дополнительных забот и обеспечивает постоянную модернизацию оборудования и доступность запасных датчиков.

Это становится особенно привлекательным ввиду постройки новых современных судов и установки на них все более продвинутых систем.

НАШИ КОНТАКТЫ: