Заглавная
О компании
Новости
Оборудование
Наши партнеры
Онлайн-газета
Сканмар-инфо 2010
Сканмар-инфо 2007


Сканмар-инфо 2003

Сканмар-инфо 2002


Контакты


Fishery Banners


Начало :: Наши партнеры :: :: Публикации :: Выбранная статья
Новые датчики «Сканмар» — значительный рост эффективности
Как ведут себя траловые доски в работе? Большинство своих наблюдений мы получили в испытательных водоемах, иногда - из видеозаписей, сделанных во время исследований. Но все это искусственные условия, и потому данные очень ограниченны.
Промысловая же практика разительно отличается от условий полигона. Рыбаки знают, какими сложными бывают грунты, как мешают стабильности досок ветер, поверхностные и подводные течения. Влияют на работу траловых досок и следующие элементы: угол ваера (отношение длины ваера к глубине), соединения, длина и угол кабелей, вес орудия лова, буксировочное сопротивление, наполненность трала и т.д. Что уж говорить о расчете скорости и веса самих досок: размер и вес относительно сети и оснастки, угол атаки, крен и угол наклона - иными словами то, имеет ли доска полный контакт с грунтом, или частичный.
Всевозможные осложнения условий работы грозят такими проблемами: нестабильное расхождение досок, заваливание нестабильных досок, скачки, или заворот, недостаточная симметрия, разные глубины на пелагических досках. А если такое случается, то снижается производительность, увеличивается расход топлива и повышается риск повреждения орудия лова.
Когда Сканмар представил датчики расстояния в начале 80-х, мало кто воспринимал нас всерьез. Сегодня промысловиками приобретено 4.500 комплектов нашего самого продаваемого датчика, и большинство рыбаков осознало его важность.
Сканмар в течение многих лет изучал силы, влияющие на траловые доски, донные и пелагические тралы. Нас интересовало, что можно сделать с досками, чтобы обеспечить эффективную работу трала в любых условиях.
Сканмар, и это знают многие, долгое время работал над проектом управления траловыми досками. Сейчас пора вернуться к этому вопросу.
Необходимость контроля траловых досок диктуется, в частности, тем, что нужно знать, как справляться с силами, создающими проблемы. Реализуя эту идею, мы создали два новых датчика для установки на траловых досках.
Комбинированный датчик расстояния/глубины
Дополнительно к измерению традиционного расстояния и основной датчик, и транспондер имеют встроенные датчики глубины.
Для пелагического траления польза от этого очевидна:
Крепления ваера или троса легко подвергаются небольшим искривлениям, которые вызывают расхождение досок на разные глубины. Это создает перекос в раскрытии трала (вертикальная асимметрия), что из-за большого размера ячеи трала позволяет рыбе уйти.
Перекрестные течения оказывают разное гидродинамическое влияние на доски, так как воздействуют на лицевую сторону одной и обратную сторону другой. В результате одна доска выталкивается вверх, а другая вниз, вызывая вертикальную асимметрию.
Попытка вернуть доски на одинаковую глубину выборкой на одной лебедке приведёт к горизонтальной асимметрии с таким же результатом, что и раньше, – рыба уйдет.

Бывают случаи, когда непредвиденно меняется курс. Тогда возникает горизонтальная, вертикальная или двойная асимметрия трала. Чтобы сохранить трал в норме, нужно активно использовать длину ваеров и скорость хода трала.
Комбинированный датчик расстояния/глубины немедленно обнаружит проблему и поможет избежать пустого траления, которое чревато потерей времени и сбоями в работе.
Рассматривая связь глубины нахождения досок с глубиной нахождения верхней подборы, можно обнаружить много интересного. Любой перекос легко распознается, и вы можете видеть, как высоко поднимается сеть в воде относительно досок. Почему это так важно?
Если рыба держится у поверхности или у грунта, доски должны быть на разной глубине относительно сети, чтобы обеспечивать лучший контроль.
Если скорость буксировки увеличивается, или есть встречное течение - доски поднимутся. Кроме того, изменится разница между глубинами нахождения досок и сети.
При замете важно знать глубину и скорость погружения досок. Когда знаешь разницу между глубинами досок и сети, сеть устанавливается на необходимую глубину гораздо быстрее. Доски выходят на верную глубину, и сеть быстро занимает свое место, таким образом, объекты промысла, замеченные гидролокатором, зайдут именно в сеть, а не выше или ниже ее.
Во время выборки вы можете видеть, как быстро доски поднимаются относительно самого трала.
Комбинированный датчик глубины и расстояния обеспечивает важной информацией: расстояние показывает, есть ли оптимальное раскрытие и стабильность. Глубина показывает, что доски находятся на правильной глубине относительно друг друга, относительно скопления рыбы и трала.

Изменяя угол крена досок, можно экспериментировать с соотношениями глубин сети и досок, чтобы найти самые эффективные решения для разного промысла.
Эти датчики также очень полезны для донных тралов. К уже упомянутым характеристикам можно добавить:
Во время промысла на склонах, с досками на разных глубинах, действующие на них силы создают нестабильность и асимметрию. Данные о глубине в этом случае обеспечат ценной информацией для проведения нужных настроек.
Ваера под острым углом, скорость буксировки, сопротивление буксировки и т.д. могут вызвать потерю контакта досок с грунтом. Это не только приведёт к асимметрии и другим проблемам с сетью, но и сократит эффект «песчаного облака» от досок и эффект «метлы».

При промысле на склонах, и не только, очень полезно знать, когда доски находятся на дне. Сеть тогда можно аккуратно установить и быстро начать буксировку. Значит не будет проблем в этой части траления.
Нажмите для увеличения
ВАЖНЫЕ УГЛЫ: А. Угол ваера, В. Угол наклона, дифферент (вид доски сбоку), С. Угол крена (вид доски сбоку), D. Угол атаки (вид доски сверху – белая стрелка означает поток воды)
 
Датчики углов на досках
Сканмар разработал новый датчик, который измеряет углы крена и наклона досок. (Угол атаки не измеряется).
Известно, как трудно найти баланс между траловыми досками, оснасткой нижней подборы, кабелями и сетью, не говоря уж о промысле на разных глубинах с различной скоростью буксировки. Не забывайте об условиях грунта, склонах и подводных течениях.
Дополнительно к изменению угла атаки досок, который очень влияет на трал, сопротивление при буксировке и расход топлива, настройка углов крена и дифферента может принести ощутимую пользу.
Далеко не у всех есть возможность менять доски при смене условий промысла, сетей и т.д. Зная углы и имея возможность их подстраивать, можно гораздо гибче работать с досками.
Позже мы вернемся к деталям. Укажем два главных принципа, наводящих на размышления.
Угол крена
На пелагической доске внутренний крен (крен доски на дуги) поднимает доску в воде, в то время как внешний крен (крен на спину) произведет противоположный эффект. Изменяя угол, можно достичь желаемого взаимодействия досок и трала при разных объектах промысла. Такого же эффекта можно достичь при работе с разными тралами, с одними досками, просто меняя угол крена.
Несколько фактов о расхождении, стабильности, сопротивлении при буксировке, углах и т.д. на донных досках:
Изменяя угол крена, можно изменять давление на грунт и влиять на стабильность, что является важным в связи с отношением длины ваеров к глубине.
Острый угол ваера сокращает давление на грунт, и доска быстрее теряет контакт с грунтом. С этим можно справиться, увеличивая угол крена на спину, так как при этом увеличится и давление на грунт.
На илистых грунтах иногда приходится сокращать давление на грунт. Это можно сделать, наклонив доску внутрь.
Угол наклона (дифферента) может быть настроен для достижения того же эффекта:
Доска, наклоненная вперед (дифферент на нос), создает эффект закапывания, увеличивая давление на грунт. В то время как дифферент назад посадит ее на пятку. Нет нужды говорить, как сильно эти аспекты влияют на геометрию, стабильность, сопротивление и эффективность лова.
Как всегда, на рыбалке не бывает жестких правил. Индивидуальные настройки относятся к тяге судна, характеристикам досок, ваерам, кабелям, глубине, условиям грунта, оснастки и сети. Все по-своему влияет на конечный результат. Датчики угла помогут избежать потерь времени на промысле и избавит от сбоев в работе.
Новые датчики «Сканмар» — значительный рост эффективности
Следующая стр.

 
 
 
Все права защищены ©2002 Scantech
Товары и услуги сертифицированы
Scantech является зарегистрированной торговой маркой
Все остальные знаки являются собственностью их владельцев